Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Общая информация

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции.
  7. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


Банк заданий

Ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности:

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


Документы

  • Приказ Управления образования администрации города Тулы от 20.09.2021 № 301-осн «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, на 2021-2022 годы»

Приказ УО О функ. грамотности

  •  Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо минпросвещения РФ от 17.09.2021

  • Информационное письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» от 17.09.2021 № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Письмо Минпросвещения РФ_О создании региональных команд

  • Приказ Министерства образования Тульской области от 17.09.2021 № 1196 «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области, на 2021-2022 гг.»

Приказ МО ТО_1196

  • Информационное письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Минпросвещения РФ_03-1510 от 14.09.2021

  • Приказ Министерства образования Тульской области от 12.02.2021 № 141 «Об утверждении регионального проекта социального воздействия в сфере образования «Повышение уровня функциональной грамотности школьников Тульской области на 2021, 2022, 2023 годы»

Приказ МО ТО_РП по функциональной грамотности


План мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов МОУ «Архангельская СШ» на 2021-2022 уч.гг

План мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов на 2021-2022 уч.гг


Дополнительная информация

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» — http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение» — https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов — https://banktestov.ru/test/3674